Пателла у собак

Владельцы собак иногда замечают, что их четвероногий друг вдруг стал прихрамывать без видимой на то причины. Не стоит в этом случае отпускать ситуацию на самотек. Возможно, что у домашнего любимца прогрессирует опасное заболевание коленной чашки. Люксация пателлы у собак может вызвать хромоту или даже тяжелую инвалидность с утратой возможности самостоятельного передвижения.

Люксация пателлы – что это такое?

Чтобы понять природу опасного заболевания, необходимо составить представление о некоторых понятиях ветеринарной терминологии:

• «пателла» в переводе с латинского – коленная чашечка. Она предохраняет суставы бедренной и большой берцовой кости от самопроизвольного сдвига в сторону, а сухожилие – от трения;
  • люксация – сдвиг коленной чашечки. Принято различать 2 разновидности патологии:
  • латеральная, при этом виде дефекта подвижка осуществляется к внешней стороне бедра. При наличии патологии на обеих задних конечностях визуально можно заметить Х-образную кривизну лап;
  • медиальный вид патологии характеризуется сдвигом надколенника к внутренней стороне лапы, что вызывает сдвиг берцовой кости и, как следствие – остеохондрит.

Тест на пателлу

Люксация пателлы у собак может произойти как последствие травмы или являться генетически наследуемой патологией. И, если первый вариант – это форс-мажор, то развитие второго можно предсказать. Важно: владельцы животных, которые планируют разводить породу, во избежание рождения больных особей должны провести специальный тест на пателлу у собак-производителей.

Экспертный тест выполняется способом пальпации. Цель оценки – убедиться в стабильности надколенника. Эту диагностическую манипуляцию должен выполнять ветеринарный врач, прошедший специальное обучение и имеющий разрешение на проведение данной процедуры.

Тест можно сделать в нашей клинике. Результат экспертной оценки заносится в специальный сертификат. Это делается для того, чтобы гарантировать будущим владельцам потомства отсутствие генетической мутации.

Причины

Патологическая подвижка пателлы у собак может быть обусловлена целым рядом причин:

• аномальным креплением связок надколенника;
  • травмой во время игры, ДТП, падения;
  • деформациями костной ткани и суставов результате какой-либо болезни или старческого возраста;
  • дисплазией тазобедренного сустава;
  • торсией голени;
  • изгибом нижней части кости бедра или его врожденным подвывихом;
  • смещением гребня берцовой кости.

Хромота при этой болезни может быть перемежающейся, т.е. животное хромает, затем перестает, потом прихрамывание возвращается. Болевых ощущений у животного может и не быть.

Диагностика дефекта пателлы

Диагностика пателлы у собак заключается в выявлении патологии и оценке степени люксации. Врач-ветеринар может дать заключение после выполнения следующих диагностических процедур:

• проведения визуального наблюдения за походкой животного;
  • определения степени вывиха с помощью специальных тестов;
  • рентгенологического исследования конечности в прямой и боковой проекции на рентгенографическом оборудовании.

Перечисленные диагностические методы позволяют дифференцировать данную патологию от других заболеваний со схожими симптомами.

Породная предрасположенность

Некоторые собачьи породы наиболее подвержены заболеванию, что обусловлено наличием полигенной рецессивной наследственности. Чаще всего оно встречается у мелких представителей собачьего племени:

• гриффонов;
  • той-терьеров;
  • папильонов;
  • чихуахуа;
  • шпицев;
  • японских хинов;
  • такс;
  • той-пуделей и других.

Классификация вывихов коленной чашечки

Классификация смещения надколенника определятся четырьмя степенями:

• I - коленная чашка временами самопроизвольно смещается, а потом возвращается в начальное состояние. Чаще всего подобный дефект вызывается слабостью связок. Животное может немного хромать;
  • II – надколенник часто вывихивается при сгибании и вновь переходит в исходное положение при разгибании коленного сустава. Пес старается не вставать на больную конечность, пальцы повернуты внутрь;
  • III - коленная чашечка смещена постоянно, может быть вправлена, но сразу возвращается в аномальное состояние;
  • IV - надколенник всегда пребывает в сдвинутом положении, попытки его вправить результата не дают. Все степени патологии сопровождаются хромотой при ходьбе. Поэтому при проявлении симптомов смещения коленной чашечки не стоит оттягивать посещение клиники. Только врач-хирург сможет поставить правильный диагноз и назначить терапию в зависимости от тяжести конкретного клинического случая.

Лечение

Лечение люксации пателлы у собак не требует экстренного хирургического вмешательства. Тем не менее, визит в клинику откладывать не рекомендуется. Чем более долгое время четвероногий питомец прихрамывает, тем ниже вероятность полной реабилитации после выполнения операции.

Медикаментозная терапия дает лишь недолговременный благоприятный эффект. Основным способом лечения является хирургическое исправление дефекта надколенника. Существует несколько разновидностей оперативной коррекции. В нашей клинике хирурги используют комбинаторный вариант терапии. Это оптимальный метод, который позволяет не только устранить дефект, но и не допустить рецидив.

Стоит отметить, что современная ветеринарная хирургия признает одной из наиболее эффективных методик лечения – протезирование желоба коленный чашечки. В ходе операции животному вживляются имплантаты фирмы KYON (Швейцария). Врачи-хирурги нашего ветеринарного центра прошли теоретическое и практическое обучение у авторов данной методики в швейцарской клинике.

Необходимость операции

Резюмируя все вышесказанное, при диагностировании смещения пателлы у собак мы рекомендуем проведение операции. Чем раньше она будет сделана, тем больше шансов на полное устранение дефекта. Это гарантирует повышение качества жизни животного и недопущение инвалидности. Оптимальный возраст для хирургического вмешательства в подобной клинической ситуации – до 1 года.

Наша клиника оснащена передовым диагностическим и операционным оборудованием. Специалисты имеют солидный опыт проведения операций по устранению люксации пателлы, поэтому гарантируют благоприятный исход оперативного лечения при своевременном обращении в клинику.