Постинъекционная саркома кошек

В связи с распространением бешенства у животных в Пенсильвании в 1987 году приняли закон, требующий проведения прививок от бешенства. В середине 80-х годов прошлого века произошли изменения: разработали вакцину против бешенства, разрешенную для подкожного введения, и инъекцию от вируса лейкоза кошек.

Эти изменения привели к более частому обращению владельцев к ветеринарным врачам по поводу новообразований в месте укола с общим названием поствакцинальная (постинъекционная) саркома.

Она возникает при введении лекарственных препаратов. Распространенность развития достигает 13–16 на 10 000 случаев. По литературным данным известно, что время до развития после вакцинации составляет от 4 недель до 10 лет из-за сильной воспалительной реакцией вокруг опухоли. Это может быть опасно для здоровья питомца.

Постинъекционная саркома кошек – что это

Постинъекционная саркома кошек – это частая проблема, относящаяся к воспалению мягких тканей.

Обычно она рассматривается как гетерогенная группа опухолей, классификация которых основана на сходном патологическом внешнем виде и клиническом поведении, и это, может быть слишком упрощенная интерпретация. Они возникают из соединительной ткани, включая мышечную, жировую, сосудисто-нервную, фасциальную и фиброзную, и могут вызывать доброкачественные и злокачественные образования.

Они появляются в любом анатомическом месте, но чаще всего затрагивают кожу и подкожные отложения. К ним относятся гистиоцитарная саркома, синовиально-клеточная, гемангиосаркома, лимфангиосаркома, рабдомиосаркома, фибросаркома полости рта и оболочки периферических нервов плечевого и поясничного сплетений.

Вину за развитие заболевания приписывают вакцинам против бешенства и лейкоза.

Как выглядит?

Рассмотрим, как выглядит постинъекционная саркома кошек.

Большинство постинъекционных сарком у кошек имеют сходное биологическое поведение. Это характеризуется локально расширяющейся массой, растущей между фасциальными плоскостями, но они также могут быть инфильтративными. Они часто окружены псевдокапсулой, которая может содержать или сливаться с опухолевой тканью.

Обычно они представляют собой медленно растущие экспансивные массы. В некоторых случаях наблюдается их быстрый рост, внутриопухолевое кровоизлияние или некроз. Также, это может напоминать неподвижный или мало подвижный подкожный плотный узел. Иногда новообразование выглядит, как кистозный компонент.

Симптомы поствакцинальной саркомы у кошек напрямую связаны с участком поражения и инвазивностью опухоли. При этом, подавляющее большинство

новообразований не вызывают клинических признаков. Они могут быть двигаться или прикрепляться (фиксироваться) к коже, мышцам или костям. Они также могут быть мягкими и дольчатыми, имитирующими липомы.

Причины развития постинъекционной саркомы

Изменения такого рода появляются после введения препаратов, а также в местах расположения микрочипов и не рассасывающегося шовного материала.

Для постановки диагноза в большинстве случаев достаточно провести тонкоигольную аспирационную биопсию; однако цитологической оценки может быть недостаточно для окончательного диагноза, потому что некроз и плохое отшелушивание клеток могут привести к недиагностическому образцу. Цитологическая точность колеблется от 63% до 97%.

Биопсию следует планировать и располагать так, чтобы биопсийный тракт мог быть включен в хирургическое лечение без увеличения размера планируемого операционного поля.

В предоперационное обследование пациента несомненно должны входить рутинные гематологические и биохимические анализы крови, рентгенограммы грудной клетки с тремя проекциями, УЗИ брюшной полости.

Этот недуг встречаются и среди собак, только в меньшей степени: 35 на 100 000 случаев.

Лечение

Лечение поствакцинальной саркомы у кошек комбинированное, то есть включает несколько методов лечения: хирургическое иссечение новообразования, послеоперационное облучение и химиотерапия

Учитывая высокий вариант злокачественности, шишка удаляется с обширным захватом здоровых тканей. Часто радикальные операции трудновыполнимы или невозможны из-за больших размеров.

Облучение в ветеринарии труднодоступно, требует много вложенных сил, как финансовых, так и временных.

Химиотерапевтическое лечение проводят с момента восстановления животного после операции. В основном, животные переносят химиотерапию удовлетворительно с минимальными осложнениями.

Прогноз при таком заболевании осторожный, зависит от стадии, локализации шишки и степени дифференцировки ее.